RSS НОВОСТИ
раздача пригласительных билетов Слушать радио Кемерово справочная информация убрать порно баннер с экрана Департамент Культуры Областная детская библиотека юмор, анекдоты

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА: СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра «Телевизионная и радиожурналистика»
Ч63.я7
Н192

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА:
СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 Методические рекомендации
Под редакцией Л.П. Шестеркиной
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2004
ББК Ч 631.18.я7 + Ч 632.18.я7

Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель
Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.– 27 с.
Методические рекомендации для студентов являются руководством для подготовки студентов к практическим занятиям по курсу «Постановка голоса».
Список лит. – 23 назв.
Одобрено советом социально-гуманитарного факультета.
Рецензент Киуру К.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Дыхание

1.1. Дыхательные упражнения
1.2. Упражнения для тренировки носового дыхания
1.3. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Раздел 2. Постановка голоса

2.1. Вибрационный массаж
2.2. Упражнения внутриглоточной гимнастики
2.3. Упражнения на освобождение от зажима мышц, участвующих в голосообразовании
2.4. Упражнения на развитие мышц, участвующих в голосообразовании
2.5. Упражнения для снятия мышечных зажимов
2.6. Упражнения внутриглоточной полости и ощущения резонанса
2.7. Упражнения, создающие ощущения смешанного звучания – головного и грудного
2.8. Упражнения на формирование гортанно-глоточной полости (для снятия зажатого гортанного звучания)
2.9. Упражнения для освоения внутриглоточной артикуляции при мысленном чтении

Раздел 3. Дикция и артикуляция

3.1. Упражнения для тренировки мышц рта, челюсти, губ, языка
3.2. Чистоговорки, скороговорки (гласные, согласные)

Раздел 1. ДЫХАНИЕ

Дыхание – это жизнь.Аристотель.
Работающие мускулы – крепнут, неработающие – засыпают, неправильно работающие – разрушаются. К. Лунк.

Дыхание является одним из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От дыхания зависит красота, сила и лёгкость голоса, богатство динамических оттенков, музыкальность и мелодичность речи. Правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества. Умение пользоваться дыханием обогащает речевой голос и благотворно действует на здоровье занимающихся. Работа над дыханием требует сосредоточенности и терпения, так как голос отражает психофизическое состояние человека, и студенту может понадобиться много времени, чтобы научиться контролировать и использовать свой голос. Все упражнения по воспитанию навыков правильного дыхания служат цели воспитания полного смешанно-диофрагматического дыхания, свойственного в жизни здоровым людям и необходимого при работе над голосом.

1.1. Дыхательные упражнения
Все упражнения начинаются с фиксированного выдоха ([пф]):
сжатые губы оказывают ему сопротивление и активизируют работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.

1. Сделайте выдох на [пф]; вдохните. Присядьте во время выдоха, сделайте добор воздуха и встаньте на выдохе [пф...ф...ф] –
Повторите 5–6 раз.

2. Сядьте на стул. На выдохе [пф...ф...ф] подтягивайте ноги к животу, опуская их, делайте добор воздуха. Повторите 5–6 раз.

3. Сидя на стуле, ноги вытяните вперед. На выдохе [пф...ф-..ф]

поднимите ноги вверх, сделайте добор дыхания, затем опустите ноги в исходное положение – [пф...ф...ф]. Повторите 5–6 раз.

4. Делайте прыжки на выдохе [пф...ф...ф].

5. Исходное положение: станьте прямо, руки на нижних ребрах, большие пальцы назад, локти в стороны. Наклоните туловище вперед, одновременно разводя локти в стороны. Наклон – вдох, выпрямление –выдох на [пф...ф...ф].
Повторите 5–6 раз.

6. Исходное положение: станьте прямо, руки за головой, пальцы переплетены, локти назад. Наклоните туловище вперед. Руки держите за головой. Вернитесь в исходное положение. Наклон – вдох, выпрямление – выдох на [пф...ф...ф].
Повторите 5–6 раз.

7. «Штопор» – повороты туловищем вокруг своей оси в одну и другую стороны. Исходное положение – ноги на ширине Плеч. Сделайте выдох на [пф], затем короткий добор воздуха. На [пф...ф...ф] поверните туловище направо, сделайте добор; на выдохе «пф…ф…ф» поверните туловище налево.
Повторите 5–6 раз.

8. Сидя на стуле, напрягите мышцы ягодиц, одновременно вдохните носом, затем медленно выдохните воздух через узкую щель между сжатыми губами (мышцы ягодиц расслабляются), мысленно считая до 7, 10, 12, 15 и т. д. Стремитесь к тому, чтобы после окончания упражнения оставался небольшой запас воздуха. Во время разговора человеку (диктору, оратору) часто приходится добирать воздух через рот. Без этого обойтись трудно. Однако в процессе постановки речевого голоса следует обратить особое внимание обучающихся на носовое дыхание, когда вырабатывается привычка брать воздух носом даже при открытом рте. Носовое дыхание более глубокое. Носовое дыхание помогает справиться с насморком, гайморитом и другими застойными заболеваниями в области носоглотки. Нос также является своеобразным фильтром, так как при этом в легкие попадает значительно меньше микробов.
1.2. Упражнения для тренировки носового дыхания
1. Прижмите правую ноздрю пальцем, вдохните левой, затем, зажав ее, вдохните через правую. Сделайте все в обратном порядке.
Повторите 5–6 раз.

2. Поглаживая нос (боковые части хребта носа) от крыльев до переносицы средним и указательным пальцами обеих рук, сделайте вдох. На выдохе постукивайте указательным и средним пальцами обеих рук по ноздрям.
Повторите 5–6 раз.

3. При вдохе поглаживайте нос, поднимая его указательным пальцем слегка вверх; на выдохе круговыми движениями постукивайте u1082 кончиками пальцев обеих рук боковые части носа, лоб, щеки.
Повторите 5–6 раз.

4. Откройте рот, сделайте вдох носом и затем выдох ртом (как дышит уставшая собака).
Повторите 10–12 раз.

При тренировке дыхания хороший эффект дают активные движения, развивающие и активность речи.
Например:

5. «Байдарка» – имитация гребли на байдарке, при которой «перекручивается» тело вокруг вертикальной оси (тренируются мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы). ([Пф...ф...ф...] – постоянно используется при выдохе до появления звукосочетаний, например, [бу-бо-ба-бэ-би-бы] и др.).

6. «Лыжник» – на выдохе [пф...ф...ф] имитация ходьбы на лыжах попеременным шагом (работа рук влияет на активизацию брюшного дыхания).

7. «Серсо» – имитация набрасывания колец на шест на выдохе [пф...ф...ф].

8. «Диалог с мячом» – перехватывание, перебрасывание Друг другу (в разных положениях тела); происходит как бы обмен репликами (бросок мяча – реплика). Партнер, в руках которого мяч, отправляет его другому на выдохе [пф...ф...ф]; выдох заканчивается, когда мяч долетел до другого партнера; недолет или перелет мяча означает неточность попадания «реплики». Тот, кто получил мяч (реплику), отвечает партнеру. Тренируется дыхание в условиях пристального взимания к партнеру.

9. «Велосипедист». Лежа на полу лицом вверх, вдохните через нос и одновременно вытянутые ноги поднимите так, чтобы образовался прямой угол с туловищем. Руки заложите за голову. Затем быстрыми движениями имитируйте езду на велосипеде (на выдохе [пф...ф...ф]). Скорость и условия игры задает педагог.
Интенсивную физическую нагрузку необходимо чередовать с отдыхом, чтобы дать возможность психофизике студента не только вернуться в состояние покоя, но и настроиться на последующую работу. Для этого используются паузы отдыха:
1) «сбросьте» тело вниз; при наклоне плечи, руки, шея свободные; необходимо приучаться во время пауз «сбрасывать» излишки набранного воздуха;

2) развалитесь, свободно устроившись на стуле, отбросьте голову назад, рот полу раскройте;

3) сидя, свесьте голову вниз (поза кучера), руки мягко положите на колени, локти в стороны, рот полураскрыт.
1.3. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
В дыхательный тренинг предлагается парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове»; помогает при заикании, активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Гимнастика отлично сочетается с ходьбой, бегом, плаванием, имеет психологический эффект, поднимает настроение, придает уверенность в себе.
Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой включают в себя следующие рекомендации:

• думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный («Что такое? Гарью пахнет!»), ноздри должны слипаться;

• вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага.Обязателен мысленный счет, считать только по 4, 8, 16, 32;

• выдох – результат вдоха, старайтесь не замечать выдоха, он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный.
Комплекс состоит из 12 упражнений. Предлагаем освоить первые 6 упражнений.
1. «Ладошки» исходное положение: встаньте прямо, руки вдоль туловища. Согните руки в локтях. Делайте шумные короткие ритмические вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Резко и шумно вдохните 4 раза подряд («шмыгните» носом). Опустите руки – пауза 3–4 секунды. Затем ещё 4 коротких шумных вдоха и – пауза. Активно и шумно вдыхаем через нос и неслышно выдыхаем через рот. Делайте 12 раз по 8. Упражнение можно делать стоя, сидя, лежа.
2. «Погонщики» исходное положение: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него, плечи напряжены. Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на пояс. Плечи расслаблены. Выполняйте 12 раз по 8. Упражнение можно делать стоя, сидя, лежа.
3. «Насос» («накачивание шины») исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть шире плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий наклон, руки тянутся к полу, не касаются его и одновременно делайте шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь и сделайте короткий шумный вдох. Представьте себе, будто вы накачиваете шину. Наклоняйтесь вперед легко и не очень низко. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Делайте упражнение в темпе ритма строевого шага 12 раз по 8 вдохов – движений. Упражнение можно делать стоя и сидя.
4. «Кошечка» (приседание с поворотом) исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Руки согнуты в локтях у пояса. Пружинисто слегка согните колени, руки на уровне пояса делают хватательные движения. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Поворачиваясь вправо, сделайте резкий и короткий вдох. Затем – влево. Упражнение делайте 12 раз по 8 вдохов – движений. Можно делать сидя и лежа.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) исходное положение: встаньте прямо, руки согните в локтях и поднимите их на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, одновременно резко делайте вдох носом. Руки в момент объятия параллельно друг другу, а не крест – накрест. Руки не меняйте, широко в стороны не разводите и не напрягайте. Представьте, что вдоль туловища лежит флейта, попробуйте обнять ее, удержать на груди плечами и предплечьями. Освоив это упражнение, можно усложнить его, откидывая голову назад в момент встречного движения (вдох с потолка).
Упражнение «Обними плечи» (или «обними флейту») выполняйте 12 раз по 8 вдохов – движений. Можно делать такие сидя и лежа.
6. «Большой маятник» исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. Наклонитесь вперед, руки тянуться к полу – вдохните (вдох «с пола»), сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, наклонитесь назад, руки при этом обнимают плечи, вдохните (вдох «с потолка»). Выдох между вдохами бесшумный, непроизвольный. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Упражнение делайте 12 раз по 8 вдохов – движений, можно делать и сидя. Основной комплекс включает в себя следующее количество упражнений 12 раз по 8 вдохов – движений (всего 96).

к оглавлению

Раздел 2. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Особое внимание в эфире обращается на голос человека. Тренировка голосового аппарата, овладение в совершенстве техникой дыхания – процесс трудоёмкий и длительный. Звучание речи отражает психическое состояние говорящего.
Голос человека – явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем его психофизическим аппаратом. Давно замечено влияние настроения, состояния психики на звучание. Практика знает немало случаев, когда в результате нервного стресса человек со здоровым голосовым аппаратом утерял голос. Волнение, сильная эмоциональная нагрузка часто ведут к голосовой неустойчивости – голос как бы прерывается, «захлебывается» эмоциями.
Интонация – темп речи, тембр, внутрифразовые паузы, ударение, сила звучания (интенсивность речи), ритм речи, мелодика (повышение или понижение тона) – воспринимается слушателем как выражение внутреннего состояния и оценки сказанного, настроения и искренности (неискренности) говорящего. Интонация выступающего перед микрофоном входит в арсенал средств воздействия на слушателя: самозвучание речи должно вызывать определённую реакцию у слушателя. Это средство выразительности, ибо «ожидание слушателей обмануто, если интонация не отражает психической динамики, не даёт эмоционально-конкретного освещения чистому смыслу, абстрактному содержанию, – речь остаётся бездейственной» (Берштейн С.И. Язык радио – М.: 1977, с.33).
Отсюда очевидна необходимость использования u1074 всех интонационных средств для достижения журналистом или ведущим ожидаемого от передачи результата. Отсюда возникает острая потребность в овладении профессиональными качествами голоса ведущего, такие как:
мышечная свобода – абсолютно свободное состояние (без лишних напряжений, зажимов) мышц дыхательной системы и голосового аппарата в покое при звучании;
мышечная активность – энергическая насыщенность (без излишней расслабленности, вялости) голосовых складок и мышц гортани и глотки, участвующих в формировании голосового звучания;
повышенная выносливость – свойство голоса не утомляться при нагрузках любой продолжительности и сохранять выразительность при самых разных психологических нагрузках;
благозвучие – особое качество звучания голоса, его звуковая окраска, являющаяся важной акустической и эстетической характеристикой профессионального актерского голоса;
тембровая подвижность голоса – наличие в голосе широкой гаммы обертонов, зависящих от плотности смыкания голосовых связок, степени
их натяжения и включения в работу, умение использовать широкую гамму тембральных красок (обертонов) голоса;
плотность – свойство профессионального голоса быть хорошо слышимым, преодолевать сложные акустические условия помещений без потери тембровой основы звука;
глубина, объемность – свойство тембра профессионального голоса быть округлым, мягким, глубоким (грудным);
устойчивость тембра – ровность тембра на протяжении всего высотного и динамического диапазонов и при любой темпо-ритмической подвижности;
объем звуковысотного диапазона – умение говорящего использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука, объем от природы, заложенный в каждый голосоречевой аппарат;
объем динамического диапазона – способность теле–, радиоведущего свободно пользоваться всей амплитудой динамического звучания голоса, не теряя его выразительности.
2.1. Вибрационный массаж
Настройкой речевого аппарата на звучание является вибрационный массаж.
Вибрационный массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:
1) постукивайте кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая слог «ми-ми-ми…»;
2) постукивайте кончиками пальцев под глазами от спинки носа к ушам, озвучивая слог «ни-ни-ни...»;
3) постукивайте кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая слог «ви-ви-ви...»;
4) постукивайте кончиками пальцев подбородок от середины к ушам, озвучивая слог «зи-зи-зи...»;
5) постукивайте кончиками пальцев область груди, озвучивая согласный «ж-ж...»;
6) постукивайте область груди, озвучивая сочетание «да-да-да...» (рот на [а] раскрывается вертикально на два пальца);
7) постукивайте кончиками пальцев область живота, озвучивая сочетание «ми-ми-ми...».
Можно проводить и другие варианты и вибрационного массажа с другими слогами звуков и другой последовательностью исполнения. Но при этом должен быть сохранен основной принцип: массируем – расслабляем – настраиваем – резонируем.
Очень важное значение для правильного резонирования имеет работа глотки. Перед исполнением комплекса упражнений для глотки необходимо сделать массаж твердого неба; полураскрыв губы, кончиком языка надо энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов в направлении к глотке и назад (5–6 раз). Такого же эффекта можно достичь, проводя пальцами по твердому небу от верхних зубов в глубь к глотке и назад (5-6 раз).
2.2. Упражнения внутриглоточной гимнастики
1. «Прополощите» горло воздухом, при этом беззвучно произносите «а-э-о».
2. Беззвучно произносите «а-э-о» перед зеркалом (открывая не рот, а зев). Мысленная речь полезна и после простуды, когда острый воспалительный процесс закончился, но сипота еще осталась, голосовые складки полностью пока не смыкаются, узелки не рассосались.
3. Откройте рот. Сделайте вдох носом, выдыхайте через открытый рот; ладони, которые нужно держать около рта, «почувствуют» теплое дыхание.
4. Перед зеркалом тренируйте зевок, оттягивая маленький язычок, это, значит, поднимая его высоко (держите до одной минуты).
5. Делайте зевок, но с закрытым ртом.
6. Чередуйте зевок с открытым и с закрытым ртом.
7. Упритесь подбородком в кулак поставленной на стол руки. В таком положении старайтесь открыть рот, откидывая голову назад, а подбородок, удерживая на кулаке. Беззвучно хотите сказать [а].
8. Исполняйте то же самое упражнение, но с сочетаниями «ага», «анна», «амма», «алла» и т.д.
9. Опустите голову вниз и постарайтесь раскрыть шире не рот, а зев (5–6 раз).
10. Загните кончик языка вверх, беззвучно произнося «а-э-о» (5–6 раз).
11. Сделайте то же самое упражнение, но со звуком. Все эти и дополнительные упражнения помогают снять зажимы окологортанной мускулатуры, тем самым, содействуя правильному процессу голосообразования. Основной принцип при тренировке звучания – «сначала тело, затем голос». На первых этапах работы по воспитанию речевого голоса важно помнить про необходимость постоянной взаимосвязи с начальной разминкой, направленной на психофизическую релаксацию организма.
2.3. Упражнения на освобождение от зажима мышц, участвующих в голосообразовании
1. Сядьте на стул. Спину держите прямо, ступни параллельно. Сконцентрируйтесь на середине диафрагмы и на животе. Челюсти разомкните. Глаза полуоткрыты. Сделайте легкий вдох облегчения «а,..а...а...». Повторите это упражнение несколько раз. То же самое сделайте со звукосочетанием «ха...а...м».
2. Положение тела прежнее. Рукой массируйте (вибрируйте) низ живота со звуком «а...а...а...», затем «ха...а...м».
3. Сделайте то же самое, но стоя.
4. В положении стоя растрясывающими движениями тела достигните «вибрации» плеч, таза, ног, в результате – вибрации всего тела со звуком «а...а...а...».
5. Упадите в полунаклон, сложитесь и проделайте ту же вибрацию тела со звуком «а...а...а...».
6. Станьте прямо, ступни параллельные. Потрясите нижнюю челюсть беззвучно и со звуком «а...а...а...».
7. Загните кончик языка к верхнему небу и произнесите [к] (как бы при зевке). Постарайтесь сделать это, сочетая с «перекатыванием», «перебрасыванием звука с руки на руку, затем потянитесь со звуком [к] (положение языка прежнее).
8. Сядьте на стул. Упритесь двумя пальцами в точки гайморовых полостей. Посылайте звук под пальцы на слог «хи». Затем вытяните губы и произнесите звукосочетание «уэй», как бы пробивая гайморовые полости. Внимание сосредоточьте не на звуке, а на точках, которые мысленно задаются. При этом резонирование усиливается.
2.4. Упражнения на развитие мышц, участвующих в голосообразовании
1. Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Выдохните воздух –«пф...ф...ф». Сделайте добор через нос. Туловище – в полу наклоне, спина прямая, во время выдоха «звучите» «би-ба...» Это хорошо регулирует центральное, серединное звучание. Подключайте тренировочный текст, например пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами».
2. То же самое упражнение, но наклоняйте туловище к полy, как бы что-то поднимая. Разгибаясь, произнесите: «би-ба...би-ба...» Затем произнесите любую тренировочную фразу, в которой много звуков [а], [о]; например: «Красно поле пшеном, а речь умом».
3. «Озвученный штопор». Исходное положение – стойка прямо, ноги на ширине плеч. Во время поворотов туловища на выдохе произносите звукоряд согласных с гласным [а]: ба-ва-га-да-жа-за-ка-ла-ма-на-па-ра-са– та-фа-ха-ца-ча-ша-ща.
4. Сядьте на стул, спина прямая. Выдохните воздух – «пф...ф...ф». Сделайте добор. Сгибайтесь с прямой спиной к коленям, произнося «а...а...а...» В конце упражнения обозначьте окончание выдоха звуком [х] – «a...a...a…х». Сделайте добор, разогнитесь, произнося «а...а...а...х». Темп задает ведущий.
5. Лягте на пол на спину. Спина расслаблена и плотно прилегает к полу, нижняя челюсть расслаблена. Произнесите несколько раз подряд звук [я] – «я...я...я...», затем слова яма, юла, яблоко, каюта и др. Звук произносите без напряжения, как бы самому себе, затем в потолок и т.д. Интонация будет разной в зависимости от задания: спросить, ответить, назвать, не согласиться и т.д.
6. Лежа на полу, медленно поднимайтесь, цепляя, отталкивая друг друга на звуке «а...а...а...».
7. Сидя на полу, потянитесь в стороны со звуком «ай-яй-яй...»; «ох-ох-ох...» и т.д.
8. Лягте на стол животом, ноги на полу, подбородок упирается в стол. Откидывая голову назад, произносите сочинение АО с любыми согласными: «бао, вао, гао, дао...» Упражнение активизирует работу внутриглоточной полости и способствует развитию смешанного регистрового звучания.
9. Положение тела то же самое, что и в предыдущем упражнении. Произносите ГМА, ГНА, РНА и т.д. Развивается грудное звучание.
10. «Рупор». Соберите звук. Для этого дотроньтесь ладонями до обеих щек, поднимая их немного вверх и, вытягивая губы вперед в «рупор»; одновременно произносите – нининана (3 раза), затем –вививава (3 раза), лилилала (3 раза) и мимимама (3 раза).
11. «Ритуальный танец». Стоя на широко расставленных, слегка согнутых в коленях ногах, пританцовывайте, слегка перескакивая в ноги на ногу. Озвучивайте движения, придавая разный характер и темпо-ритм звукам «а...а...а...».
12. Прыжки на одной или двух ногах. Подпрыгивая, произносите «ба, би – ба...» Проверяйте звучание в среднем, нижнем и верхнем регистрах. Делайте это упражнение, используя любую фразу, например, «Добыл бобыль бобов» и небольшие стихотворные тексты.
13. Прыжки через скакалку. Следите за ровностью дыхания и звучания: «ба-ба-ба...» «Звучите» сначала в среднем, затем в верхнем и нижнем регистрах. В упражнения, формирующие навыки правильного звучания, сильную систему резонаторного звучания речевого голоса, полезно вводить физические движения. Наклоны, прыжки, кувырки, бег помогают развить речевой голос, не теряющий выработанных профессиональных качеств при использовании текста любой напряженности.
Первичные дыхательные голосовые упражнения должны выполнятся с учетом следующих советов.
1. Нельзя сильно забрасывать голову назад. Во время исполнения задания должно быть чувство «толстой» шеи (как у борца).
2. Тем, у кого гортань закрыта или заблокирована, полезно делать упражнения в стойке на голове.
3. Если сжата глотка от толстого корня языка, полезными будут такие упражнения: а) засуньте палец под верхнюю губу и произносите гласные в сочетании с согласными (би-ба- би-ба- би-ба...), сначала с препятствием (палец), затем без него; б) прижмите нижнюю губу пальцами на середине и дергайте ее вниз при
произнесении согласного с гласным звуком, например: «гбди-гбдэ-гбда-гбдо-гбду-гбды».
4. Если сжата глотка от толстого корня языка, полезны будут такие упражнения:
а) проверить, как расширяются нижние ребра при вдохе, взяв за передние их концы;
б) сделать массаж твердого неба;
в) выполнить артикуляциоцно-дыхательные упражнения на стаккато.
5. Если голос не направляется вперед к губам, необходимо поставить указательный палец на твердое небо за альвеолы, перед верхними зубами и, протягивая вслух гласный звук [у], помассировать небо, затем отнять палец и произнести вслух небольшую фразу проверочного текста (5-6 раз), например: Радость пробежала по дорожке, радость распахнула все окошки.
6. Если звук имеет носовой оттенок (гнусавость), необходимо выполнить упражнения внутриглоточной гимнастики. Помогает и такой способ: пальцами руки закройте ноздри, произнесите: мама, Нина, Нонна, панама, панорама и т.д.
Затем эти же слова произносите, разжав ноздри, не добирая воздух перед произнесением текста.
7. Горловой оттенок объясняется порой сдавленностью гортани при напряжении мышц шеи. Следите за шеей: сильно не вытягивайте и не втягивайте ее.
8. Зубной оттенок (резкость, сжатость звука) получается из за того, что нижняя челюсть не опускается, как следует. Необходимо делать упражнения с движениями нижней челюсти в вертикальном направлении. Для достижения нервно-мышечного расслабления можно применять определенные формулы самовнушения, которые можно проговаривать беззвучно и вслух. Педагогами Российской академии театрального искусства предлагается следующая последовательность формул самовнушения.
• Я хочу иметь яркий, звучный голос.
• Мое желание – постоянно заниматься голосовой тренировкой.
• Я вижу и слышу себя как ведущего с хорошим звучанием голоса.
• Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, долго, активно. Моя нижняя челюсть освобождается от скованности, напряжения.
• Мимические жевательные мышцы расслабились, я их ощущаю.
• Мышцы глаз отдыхают. Все складки на лице отдыхают, разглаживаются.
• Я вижу свое лицо, никакого напряжения на лице.
• Все тело успокоилось, расслабилось, брюшные мышцы активно работают, выдох продолжительный, сильный. Полная свобода, непринужденность.
• Я вижу и ощущаю работу речевого аппарата.
• Прилагаю огромные усилия в работе над голосом. У меня сильная воля.
• Я вижу, ощущаю работу всего речевого аппарата. Я слышу мягкий, объемный, приятный голос.
2.5. Упражнения для снятия мышечных зажимов
1. Снятие зажима затылочных мышц. Исходное положение – голова прямо. Руки сплетены за головой, в области шеи. Произносите сочетание гласных ао с любыми согласными: бао, дао, гао, зао, мао и т. д. При произношении каждого звукосочетания откидывайте голову назад, и то же время, создавая сопротивление руками. Затем опускайте руки и быстро произносите те же сочетания без движения головой. Повторить упражнение 4–6 раз. Послушайте, как освободилось звучание.
2. Снятие зажима нижней челюсти.
• Мягко опустить до отказа нижнюю челюсть (проверяя пальцем образование околоушной впадины), затем закрыть рог. После этого произнести вслух слово с ударным гласным а (арка, барка, мама). Снова опустить челюсть, закрыть рот, затем произнести вслух слово, проверяя на слух легкость звучания. Повторить упражнение 8–10 раз.
• Правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки прижать к затылку, затем произносить слова с ударными гласными а, надавливая руки навстречу друг другу. После каждого слова руки опускать. Сразу же после этих движений снять искусственное напряжение, создаваемое руками, и произнести вслух слова или тексты с ударными гласными а, проверяя на слух легкость звучания и ощущение мышечной свободы. Повторить упражнение 8–10 раз.
• Сесть очень близко к столу. Локти поставить на стол, ладонь одной руки положить на кисть другой и крепко к ним прижаться подбородком. Спина прямая. Быстро произносить те же сочетания согласных с гласными, что и в упражнении 1, "пытаясь" на мгновение как бы оторвать подбородок от рук, откидывая голову назад, но тут же возвращая ее в исходное положение. Затем снять искусственно созданное напряжение и произнести вслух текст с большим количеством слов с ударными о, повторяя каждое слово по 2–3 раза, внимательно прислушиваясь к слуховому и мышечному ощущению свободы. Повторить упражнение 4–6 раз.
3. Снятие зажима мышц языка.
• Расслабить язык, положить на нижнюю губу, произносить вполголоса таблицу гласных (у–о–а–э–и–ы), не убирая расслабленного языка. Затем убрать язык и произнести ряд губных и переднеязычных согласных звуков (б, п, в, ф, д, ж, з, с) в сочетании с таблицей гласных. Сразу же после проделанного упражнения произнести слова или небольшие тексты с преобладанием перечисленых согласных звуков, проверяя слуховое и мышечное ощущение свободы. Повторить упражнение 4–6 раз.
• Рот полуоткрыт. Кончик языка мягко прижать к верхней губе. Не отрывая его, произнести и–э–а несколько раз, затем освободить язык и произнести амба, амба, амба, проверяя слуховые и мышечные ощущения.
Упражнение повторить 4–6 раз,
4. Упражнение для активизации работы губ.
Произносить короткие фразы с большим количеством губно–губных согласных звуков (б, п) сначала при сильно сжатых зубах, затем нормально артикулируя. Упражнение повторять 4–6 раз.
2.6. Упражнения внутриглоточной полости и ощущения резонанса
1. Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцем) прикрыть полуоткрытый рот. Прижав губами межпальцевую складку, произнести м один, два, три раза подряд, затем, отняв руку, проговорить вслух проверочный текст быстро и легко, прислушиваясь к его звучанию.
Упражнение повторить 3–4 раза.
2. Полуоткрытый рот закрыть плотно ладонью, стараться произнести текст с большим количеством взрывных согласных, затем убрать ладонь и произнести вслух тот же текст, проверяя свои слуховые и мышечные ощущения. (Эти упражнения создают ощущение грудного звучания).
3. Закрыть раскрытой ладонью ноздри, оставляя небольшое отверстие для воздуха, протянуть звук н или м (выдыхаемый воздух щекочет нос), затем отнять руку и произнести проверочный текст.
Повторить 3–4 раза.
4. Закрыть ладонью рот, а пальцами ноздри, попытаться произнести звук м, затем убрать ладонь и пальцы и произнести вслух текст с большим количеством м и н. Повторить 4–5 раз. (Эти упражнения создают ощущения головного звучания).
2.7. Упражнения, создающие ощущения смешанного звучания – головного и грудного
1. Поставить раскрытую ладонь на нижнюю челюсть под нижнюю тубу. Слегка надавливая внутрь, произнести гм, гн, гн, гм, дм, дн, затем произнести проверочный текст.
2. Руки сплести на затылке, локти отвести в стороны и, легко откидывая голову назад, подхватывать дыхание носом при открытом рте; возвращаясь в исходное положение, произносить несколько раз подряд м и н.
3. Одна рука на затылке, другая на темени, локти развернуты. Произносить поочередно м и н, слегка нажимая при произнесении на затылок и на темя.
4. Руки сложены рупором, рот полуоткрыт, локти развернуты и приподняты. Произносить (тянуть) долгое н, затем руки убрать и произнести проверочный текст.
5. Рука на затылке, другая обхватывает нижнюю челюсть. Слегка надавливая встречным движением, произносить сначала долгое м, а затем сочетания; амба, амба, амба...
6. Сделать из рук "шалашик" – средний и указательный пальцы сомкнуть на переносице, губы сомкнуты, локти разведены в стороны. Сначала тянуть долгие м и н, затем произнести проверочный текст.
7. Взять короткий вдох, затем, закрывая поочередно ладонью то одну, то другую ноздрю, тянуть долгие м и н , потом произнести проверочный текст.
8. Слегка нажимая на носовую перегородку, взять вдох, слегка приподнимая копчик носа, на выдохе тянуть поочередно долгие м, н, л, р. Отнимая палец, филировать каждый звук, постепенно затихая, но не меняя высоту и направление каждою звука.
2.8. Упражнения на формирование гортанно-глоточной полости (для снятия зажатого гортанного звучания)
1. Рот полуоткрыт. Мягкий, широкий язык высунуть вперед и вниз, прижать его кончик к подбородочной области, произнести к и г, не меняя положения языка (ощущение грудного звучания). Произнести проверочный текст.
2. Рот полуоткрыт, мягкий широкий язык загнут кверху. Прижимая кончик языка к надгубной области, произнести к и г, не меняя положения языка (ощущение головного звучания). Произнести проверочный текст.
2.9. Упражнения для освоения внутриглоточной артикуляции при мысленном чтении
Задача упражнений – активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу и освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.
1. Произносить медленно вслух, негромко, несколько раз подряд взрывные согласные кг, кг, кг, затем мысленно, медленно, на теплом выдохе произнести гласные а–з–о. Все внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4–6 раз.
2. Повторить упражнение 1, произнеся мысленно, аэо, стараясь шире раскрыть зев (а не рот). Во время мысленного произнесения гласных мягко опустить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной, вернуться в исходное положение – голова прямо. Опять произнести вслух сочетания к–г, г–к, затем медленным движением слегка запрокинуть голову назад, Мысленно произнести гласные а–э–о, возвращаясь в исходное положение. Произнести вслух к–г, г–к. При мысленном произношении вышеуказанных гласных наклонить голову к правому плечу и вернуться в исходное положение. То же самое с наклоном к левому плечу. Повторить 2–4 раза. Все эти движения закрепляют правильную внутри глоточную артикуляцию в любом положении головы, шеи. 
3. Рассмотреть в зеркале полость зева, поднять мягкое небо и удержать его 5–6 секунд. Энергично произнести х... х... х.., рассматривая полость зева. Повторить 5 раз.
4. Слегка погладить рукой горло и верхнюю часть груди от подбородка вниз до середины груди, а затем похлопать кончиками пальцев движением сверху вниз боковую часть шеи и грудь. После этого медленно, беззвучно (мысленно) произнести а–э–о, стараясь шире раскрыть зев (а не рот). Повторить 4–6 раз. После этого взять носом вдох и, мысленно произнося на теплом выдохе каждый из гласных в отдельности, на выдохе "полоскать" воздухом полость рта и горла. Повторить 2–4 раза. После проведенной гимнастики медленно, с закрытым ртом, но с приопущенной челюстью протянуть вслух (не размыкая губ) согласный м с мысленным добавлением к этому согласному гласного у.
5. Произнести сначала мысленно, а затем вслух гласные а–э–о–у в сочетании с согласными г и к, при этом медленным движением запрокидывая голову назад, затем опуская ее до соприкосновения с грудиной: г'а, г'э, г'о, г'у – к'а, к'э, к'о, к'у.
6. Мягким свободным медленным движением производить круговые движения головой справа налево и слева направо, произнося вслух одно из сочетаний согласных гмн, змн, бмн, вмн, гнн, знн, бнн, внн с основной таблицей гласных (и э а о у ы). Повторить 4–6 раз.
7. Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцем) прикрыть полураскрытый рот, прижив губами межпальцевую складку, и произнести вслух м–м–м; мм– мм–мм; ммм–ммм–мим 3–4 раза. Затем, отняв руку, произнести вслух любую пословицу или поговорку, прислушиваясь к звучанию. Повторить 5 раз.
8. Высунув мягкий, широкий язык изо рта, произнести к-г, к-г, к-г, затем, убрав язык, произнести пословицу или поговорку. Повторить 5 раз. (При высунутом языке хорошо расширяется полость глотки.)
9. Для снятия гнусавости. Взять дыхание носом, затем, зажав пальцами нос, произнести вслух фразу, в которой часто встречаются сонорные м и н, стараясь еще больше гнусавить. Затем, разжав пальцы, произнести фразу вслух. Текст не должен быть длинным: два-три слова подряд с зажатым носом, затем на этом же дыхании освободить его.

Это могут быть тексты таких скороговорок:

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала;

Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

Очень удобен и такой текст для дальнейшей тренировки:

На мели мы лениво налима ловили. На мели мы ловили линя;

О любви не меня ли вы мило молили?И в туманы лимана манили меня?

к оглавлению

Раздел 3. ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

В первоначальной работе над дикцией никак не обойтись без преодоления мышечных зажимов. Зажим физический чаще всего является внешним признаком зажима психического. Напряженная психика говорящего мешает ему выявлять себя, тормозит работу подсознания, крайне важного в творческом процессе. Зажатый речевой аппарат мешает дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряженная шея, неповоротливый язык и другие, природные или обретенные зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощенности организма в целом. В начале учащиеся многие упражнения делают довольно напряженно, чрезмерно усердствуя. Так, все упражнения для языка, губ и щек, т.е. из разряда артикуляционной гимнастики, на первом этапе выполняются с излишним напряжением мышц лица и шеи, подниманием бровей, надуванием щек. Это не должно пугать, хотя обращать на это внимание учащихся необходимо. Скорость выполнения упражнений сначала должна быть умеренной и расти постепенно, доходя до высокой. С течением времени естественная усталость, большая нагрузка снимем зажимы, приведет к освобождению от них и к нормализации речевого аппарата учащегося.
3.1. Упражнения для тренировки мышц рта, челюсти, губ, языка
1. Сжать челюсти как можно сильней, затем расслабить их, мысленно «подвесив» к нижней челюсти гирю. Все упражнения повторять по 6–8 раз.
2. Опустить подбородок на ладонь, собранную в кулак, упираясь в кулак нижней челюстью, давить на него; одновременно кулак «давит» на нижнюю челюсть; упражнение делать в течение 1–2 минуты, через паузу повторить; упражнение хорошо «убирает» сквозьзубость, расслабляет нижнюю челюсть.
3. Надуть щеки и массировать их, постукивая по ним, выдыхая воздух на сочетание [пф].
4. Язык напрячь, придав ему форму «иголочки»; особенно напряжен кончик языка.
5. «Иголочка» упирается в нижние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. «Иголочка» упирается в верхние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны.
6. Наш язык – «часовая стрелка», а нижняя часть лица – от носа до подбородка – «циферблат»; язык к носу – «полдень»; язык вправо –«три часа дня»; к подбородку – «шесть вечера», язык влево – «девять часов вечера», к носу – «полночь» и еще круг; теперь часы испортились, и часовая стрелка пошла в обратную сторону: «полночь», «девять», «шесть», «полдень» и т.д.
7. «Горочка» – кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней их стороны; середина языка выгнута и касается верхнего неба (язык напряжен); держать язык в таком положении 1 минуту.
8. Тренировка языка движением вправо-влево.
9. Достать языком до подбородка (растягиваем корень языка); упражнение делается сначала медленно, затем – на относительно большой скорости 6–8 раз.
10. «Толчки» или «уколы» языком попеременно в правую и левую щеки (на большой скорости); упражнение повторить 5–8 раз.
11. Рот закрыт; язык вращается по кругу перед зубами вправо на большой скорости.
12. То же упражнение, но только влево.
13. Челюсти плотно сомкнуты; вытянуть губы «трубочкой» и напрячь их; упражнение длится 1 минуту.
14. «Трубочка» вправо–влево (на большой скорости). «Трубочка» вверх–вниз (на большой скорости).
15. «Скольжение» – натянуть верхнюю губу на верхние зубы; начинать упражнение нужно плавно, медленно, постепенно увеличивая скорость.
16. «Скольжение» – натянуть нижнюю губу на нижние зубы.
17. «Скольжение» обеими губами одновременно.
18. Опустить голову вниз (к груди), одновременно выдыхая на сочетании звуков [пф], затем добрать воздух через нос и, выдыхая на [пф], вращать головой по кругу вправо.
19. То же упражнение, но вращать головой влево (эти упражнения хорошо расслабляют мышцы шеи).
20. Голову, опустить к груди, одновременно выдыхая на [пф]; добрать воздух через нос; запрокинуть голову назад, выдыхая на [пф].
Примечания:
а) выдох на [пф], который постоянно используется в работе над техникой речи, тренирует губы и активизирует работу нижнебрюшных мышц, что способствует формированию «опоры» голоса и речи;

б) после серии упражнений рекомендуется расслаблять губы, делая для этого ими движения, подобные тому, как фырчат лошади – фф–рр–фф–рр...; это упражнение повторять периодически после того, как устанет речевой аппарат.Необходимо помнить, что процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения нужно довести путем длительной постоянной работы до автоматизма. Гласные звуки составляют мелодику речи, так как в них заключены основные качества: высота и сила звука. Согласные звуки делают нашу речь четкой и ясной. Работая над текстом, помните о словах К.С.Станиславского: «Гласные – река, а согласные – берега».
Оформляйте свою речь.

3.2. Чистоговорки, скороговорки (гласные, согласные)

• Уля ли я ли?
Оля ли я ли?
Аля ли я ли?
Эля ли я ли?
Или я Ирина?
• Ульян ли я ли?
Осип ли я ли?
Алик ли я ли?
Эдик ли я ли?
Или я Илья?
• Около Ольхи Ольга охала.
• Фаина с Наиной играли на пианино, а Арина с Алиной растили георгины.
• Ноэль купил виолончель.
• Каково волокно, таково и полотно, каково полотно, такова и сорочка.
• Аудитория рьяно аплодировала оратору.
• Много у уток шуток и прибауток.
-Б-
• Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
• Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ.
• Бейсбол в Аддис-Абебе, в Зимбабве – баскетбол.
• Бобер побрел в бор. В бору бобра обобрали. Обобранный бобер побрел в Борвиху к бобрихе, бобриха бобра побранила и побрила бобра, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый бобер побрел обратно в бор.
• Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
• В Бранденбурге – гамбургеры, в Бирмингеме – чисбургеры.
-П-
• Из под пилки сыплются опилки.
• Философ, платком протерев микроскоп, уставился в каплю и вскрикнул: «Потоп!».
• У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил много лип.
• Сыт, покуда съел полпуда, теперь бы проведать, где можно пообедать.
• Пахарь поле пахал, покурил папиросы и по полю просыпал порядочно проса.
• Тебе – пуховик, мне пуховик, все по пуховику, всем по выпуховику.
• У пеньков пять опят. Пять ребят нашли пять опят.
• Наш перепел всех перепелее. Всех перепелов перепел.
-В-
• Надо Ване кран вернуть, а Ване в ванне кран ввернуть.
• Выдра из ведра выпрыгнула, воду из ведра выплеснула. Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, выплеснуть-то она выплеснула, а обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.
• Взвинчен и взведен развеселый взводный.
• Во вращающиеся ворота втроем войдем ли?
• Воровал и врал Варлам. Проворовался и заврался враль Варлам. Знаем мы враля Варлама.
• Воротилась Варвара из города, привезла новостей с три короба.
• Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия.
• Свиристель свиристит свирелью.
-Ф-
• Феофан Флорианович и Флориан Феофанович философствовали о флоре и фауне.
• Фефела и Фекла во фланелевых кофтах.
• Под рев фанфар под фейерверк фальшфейеров фрегат вошел в фарватер Финского залива.
• Грейпфрут и финик – фрукты, а фикус и флокс – цветы.
• Софья на софе, а Феофан на пуфе.
• Шериф с перфектом в фуражках с дефектом.
• Ваня у Фани, а Фаня у Вани.
-Ш- и -Ж-
• Яшка в фуражке едет на черепашке.
• Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.
• Кашира всех в рогожи обшила, а Тула в лапти обула.
• Парус наш на совесть сшит – нас и шторм не устрашит.
• Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
• Шип шиповника, шик шиповника.
• У шалунов и шалунишек от шалости вскочили шишки.
• В луже посредине рощи есть у жаб своя жилплощадь. Здесь живет
ещё жилец – водяной жук-плавунец.
• Шарада не шутка, шарада не шарж. Шарада – головоломный ужас.
• Мишка с книжкой. Тришка со стрижкой. Стрижка из книжки, книжка про стрижку, Мишкина книжка! Мишка стриг Трижку по книжке.
• Вот пришел бесшумно шорох, новостей принес он ворох, и все шорохи слетелись, и пришел бесшумно шелест. Разошелся, расшептался, а под утро распрощался. Шорох вышел, шелест вышел, и шагов никто не слышал…
-Д-
• Дорогие диадемы дарят дамам в дни рожденья.
• Хотя дядя Тихон ходил тихо, дядя Тихон дела делал лихо.
• Дровоколорубы рубили дубы.
• Дилетант – диктор не овладел дикцией.
• По двору по подворью в добром здоровье.
• Дед Данил делил дыню – дольку Диме, дольку Дине, дольку Диане, дольку Динаре, дольку – Татьяне, дольку Тиме.
• Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.
-Т-
• Тапир тапира торопил.
• Толст тот, кто ест торт.
• Танец твист – это топот, треск и свист.
• У Тамары – тараторки тридцать три скороговорки.
• То ли Коли подойдет, коли Толя позовет, то ли Толя подойдет, коли Коля позовет.
• Пеликан играл канкан, танго и твисты, сонаты и сюиты, гавоты на фаготе и тем угодил бегемоту.
• Игра в лапту требует таланта.
-К-
• Клара клала лук на полку, угощала им Николку.
• Курьера курьер обгоняет в карьер. Не страшен карьер, коли, ловок курьер.
• Прибыл Клин из Крыма в Клин.
• Катает кот моток, паук паутинку ткет.
• Кособоко бежали собаки.
• Костечка косточку катает да перекатывает.
• Корнет на кларнете исполнил ноктюрн.
• Коли Коля около колли, то колли около Коли.
-Г-
• Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
• В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
• Громкоголосые гавайцы готовили грибной гарнир.
• Грач грациозно дегустировал грильяж.
• Дуб в сугробе греет ногу, снега много на дороге.
• Слон шагает по дороге, отчего он босоног? На свои большие ноги он сапог найти не мог.
• Громко – громко грянул гром. Вздрогнул и подпрыгнул гном. Напугали гнома перекаты грома, гном дома сидит.
• Из газона три газели на густой газон. Глазели: «Вот бы сигануть с разгона через изгородь загона».
-З-
• Засверлили Зине зуб.
• Из указа вышел казус.
• Зиновьев Захар зашел в магазин, Захар заказал сироп и зефир.
• Заколдованный замок на все запоры замкнут.
• Зебра с желтыми зубами зелень за щекой грызет, от усталости зевает, зебра скоро спать пойдет.
• На возу лоза, у воза коза.
• Замок закроет на замок. У входа в замок – звонок. Столетняя пыль на звонке – замок сто лет на замке.
-С-
• Сеня вез сена воз.
• Слон соску сосет.
• Сел сокол на гол ствол.
• Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
• Оса на ноги боса и без пояса.
• Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
• У киски в миске – рис и сосиски.
• У нас гость унес трость.
• Гостил гость, мостил мост.
• У стекольщика Степана на усах сидит оса. Ест ириски и сметану, вот такие чудеса.
• На скамейку Маша села. Справа – Сева, Слава – слева.
• Старый конферансье съел монпансье.
• Я сейчас была в лесу. Из лесу несу лису.
• Слон сломал случайно стенку.
• Свет скользил сквозь иглы сосен. Сильный свет для глаз несносен.
• Молодой моряк в матроске вышел к берегу реки. Снял матроску по-
матросски, снял морские башмаки, по-матросски раздевался, по-матросски он чихнул, по-матросски разбежался – и солдатиком нырнул.
-Л-
• Лань лизнула Лину в лоб.
• Подарили Вареньке – валенки, Валеньке – варежки.
• Вбил кол в частокол, подприколошматил.
• Лекарь-ларинголог легко лавируя в ларингологии, быстро вылечивал ларингиты.
• Около Лондона колдуна логово.
• Клепа лопал эскалопы и от эскалопов лопнул.
• Прилунился лунолет. В лунолете – луноход… Через много-много лет мы в пыли увидим след.
• Лаосцы лаосский язык позабыли. Пришлось им общаться на суахили.
• Канителили метели, и в метельной канители белые дома летели и вертелись, как хотели, и заснеженные ели громко пели и скрипели, и виднелся еле-еле через пелену метели белый борт грузовика.
-Р-
• Рак в реке рюкзак открыл.
• Ворона ворона враз вразумит.
• В аквариуме у Харитона четыре рака и тритона.
• Горделиво гренадеры продвигались в Кордильеры. Торопливо гренадеры удирали с Кордильеров.
• В кринке три икринки, в корзинке – три малинки.
• В озере – карп, а в море – краб.
• Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
• У корнета нет кларнета. Подари кларнет корнету.
• Интервьюер интервента интервьюировал.
• Крона клена ярко рдеет, золотеет и багреет. Ветер в кроне руки греет, и теплеет. И добреет.
• У боярина бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра лучше всякого добра.
-Ч-
• Комар – богач большой ловкач.
• Чукча, чавкав челюстями, чипсы смачно в чуме ел.
• По Чите течет Читинка, в речку воткнута тычинка.
• Чучундра Чучуче что-то кричит. Чучундра кричит, а Чучуча молчит.
• Щи чудак перечесночил, чудак кушать хотел очень.
• В Чебоксарах чебуреки с чесноком, а в Чикаго чупа-чупсы с табаком.
• В Москве – москвичи, во Пскове – псковичи, в Костроме –костромичи, в Омске – омичи, в Томске – томичи.
• У скворца полно скворчат, у сверчка полно сверчат. И скворчата, и сверчата все ворчат – скворчат _______– сверчат.
• Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки все под прибауточки.
• Чайка у причала отчаянно кричала.
-Щ-
• Клещ щипнул щенка за щеку.
• Щенок за обе щеки уплетал щи из щавеля.
• Щипачев, прищурив глаз, выщипал щавель за час.
• Щука щуку ощущает, ощутив щекой, прощает.
• Щеглы щеголевато щеголяли в щавеле.
• Чем чаще чищу, тем чашка чище.
• Чище чащи в нашей гуще, в нашей пуще чащи гуще.
• Щеголь щетку уважает, щеткой щеголь пыль счищает. Если пыль не вычищать, не в чем будет щеголять.
• Наварила щука щей, угощала двух лещей.

3.3. Трудноговорки, многоговорки

• Две реки: Вауза с Гжатью, Вауза с Гжатью.
• Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали.
• Сиреневенькая зубовыковыривательница.
• Город Нерль на Нерли реке.
• Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла – квартальный отчет.
• К Габсбургам из Страсбурга.
• Кокосовыры в скорококосоварках кокосовый сок вываривают.
• Вавилу ветрило промокросквозило, промокровысквозило.
• Вьюнок и хмель расперезавязываются.
• Ксения копию ксерокопировала, ксерокопировала, да так и не
отксерокопировала. Всех копий не откопировать, всех ксерокопий не оксерокопировать.
• Здание реконструировали, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоколировали – все, как запланировали и запрограммировали.
• Лекарь-ларинголог легко лавируя в ларингологии, быстро вылечивал ларингиты: Лекарь-стоматолог, ловко лавируя в стоматологии, легко вылечивал стоматиты.
• Шла Саша из Куалолумпура в Буркина-Фасо, шел Пашка из Буркина-Фасо в Куалолумпура, а встретились Саша и Паша в Фершенпенуаре.
• Еду в Минск, из Минска – в Пинск, из Пинска – в Двинск; оттуда во Псков, из Пскова – в Гдов, из Гдова – в Покров, из Покрова – в Ковров.
• У Полины – пианино, у Галины – мандолина, у Ермошки – гармошка, у Танюшки – погремушки, у Романа – два баяна, а у Родиона – аккордеон. В аккордеон Роман влюблен.
• Двум гориллам два Гаврилки говорили говорилки. Два Гаврилки говорили, – наговаривали, две гориллы говорили, – проговаривали. Говорили, говорили, – не наговорились. Говорили, говорили, не проговорились. Говорили, говорили – и не выговорились.
• Белый клоун – клоун квелый, рыжий клоун – клоун клевый. Клоун квелый всех смешит, клоун клевый – тормошит. Бестолковый и толковый – клоун квелый, клоун клевый.
• Таня едет в Данию, Виталий – в Италию, Агния – в Англию, Иван – в Ливан, Маня – в Германию, Галя – в Португалию, а я и мой друг едем в Люксембург.
• Жили-были три японца: Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрони. Жили-были три японки: Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Лямпопони. Вот они пережинились: Як на Ципи, Як-Цидрак на Ципи-Дрипи, Як-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпопони. И у них родились дети: у Яка с Ципой – Шак, у Як-Цидрак с Ципи-Дрипи – Шак-Шарак, у Як-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпопони – Шак-Шарак-Шарони.
• На улице Феофан, Феофанов внук, Феофанов деверь, а мне не до Феофанова внука, не до Феофанова деверя.
• Пташечка вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят, курочка пестрохвосточка выпестрохвостила пестрохвостят, гусочка шилохвосточка вышелохвостила шилохвостят, уточка плоскохвосточка выплоскохвостила плоскохвостят.
• Перепончатокрылый птеродактиль панцирноголовый трицератопс и доисторический археоптерис.
• Имена выигравших на воротах выгравировали, а проигравших просто выдворили.
• Тридцать три кастрюли кипели – выкипали, плескали –выплескивали, бурлили – выбурливали, да и выкипели, да и выплеснули, да и выбурлили.
• Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой – тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; у нас на дворе – подворье погода распогодилась; интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да заинтервьюировался… Нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда заговоришь, словно реченька зажурчишь!
Добиться технического совершенства профессиональных качеств речевого голоса можно только в системном и систематическом (каждодневном!) тренинге. Для активизации речевого слуха необходимо слушать образцовую речь теле– и радиоведущих (например, канал «Культура», «НТВ», 1 канал и другие), записывать и прослушивать собственную речь на аудио и видеопленку, анализировать со специалистами, педагогами, сокурсниками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аванесов Р.П. Русское литературное произношение – М.: Изд-во «Просвещение», 19841972.
2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка – М.: Изд-во «Рольф», 2000.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика – СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 1999.
4. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг – СПб.: Санкт-Петербургская гос. Академия театрального искусства, 1996.
5. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых – М.: Изд-во «Владос», 1999.
6. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. – СПб.: Изд-во «Петербург ХХI Век»,1995.
7. Зи Ненси. Искусство дыхания/ Пер. с англ. Е. Винецкой – К.: София,2003.
8. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000.
9. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса – Екатеринбург:Изд-во «Диамант» 1992.
10. Льюис Брус/Пер. с англ. В. Ткаченко, Послесл. и примеч. Л.Золоторевского – М.: Изд-во «Искусство», 1973.
11. Ляшенко Б.П. Радио без тайн: Рассказ неизвестного диктора – М.: Изд-во «Искусство», 1990.
12. Линклэйкер К. Освобождение голоса/ Пер. с англ. – М.: Изд-во ГИТИС,1993.
13. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка –М.: Изд-во «Русский язык»,1981.
14. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1, 3.– М.: Изд-во «Искусство», 1956.
15. Смирнова М.В. 2500 скороговорок – СПб.: Издательский Дом «Нева»,2003.
16. Светана С.В. Телевизионная речь – М.: Изд-во «Высшая школа», 1976.
17. Сенкевич М.П. Культура радио и телевизионной речи – М.: Изд-во «Высшая школа», 1997.
18. Словарь ударений для работников радио телевидения/ Под ред. Д.Э.Розенталя. – М.: Изд-во «Русский язык», 1985.
19. Сценическая речь. Учебник/ Под ред. Н.П. Козляниновой, Н.Ю.Промтовой. – 3-е изд. – М.: Изд-во ГИТИС, 2002.
20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии – М.:Изд-во «Высшая школа», 1981.
21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М.:Изд-во «Просвещение», 1989.
22. Шагидевич А.А. Сценическая речь – Минск: Изд-во «Дизайн ПРО»,2000.
23. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. – М.:Изд-во «Физкультура и спорт», 1999.

Сегодня: Пятница, 28 апреля 2017 г.

страховой-комиссар.рф
дорожный-комиссар.рф
расписание-кемерово.рф
вокзал-кемерово.рф
vokzal42.ru
vokzal-kemerovo.ru
автовокзал-кемерово.рф

Яндекс.Погода
Праздники России[cp_banner:1]
[cp_banner:2] как сделать свое радио Развитие артикуляции





создание сайтов в кемерове